Авторизация




Регистрация! Забыли пароль?

Человечество построило карточный домик



Вадим Тунеев: Человечество построило карточный домик

MIGnews.com.ua

Философ, президент Центра обществ Сознания Кришны предупреждает об опасностях, которые грозят современному миру…

Хоть это и неприятно осознавать, но факт остается фактом: по мере того, как в наших магазинах появляется все больше товаров, а в обществе - все больше свобод, мы, увы, не становимся более счастливыми. Изобилие товаров, которыми без устали соблазняет реклама, превращает нас в бездумных потребителей - мы стремимся все попробовать, хотя можем обходиться малым, не говоря уже о том, что продукты, которые мы покупаем, далеко не всегда пригодны для употребления.

Свобода же слова и действия зачастую оборачивается свободой хамства, лжи и глупости. Существуют ли альтернативы такому способу жизни? Этот вопрос корреспондент "СН" адресовал ученому-биохимику, мыслителю, президенту Центра обществ Сознания Кришны Вадиму Тунееву, более известному под своим духовным именем - Бхакти Вигьяна Госвами.

"МЫ ЖИВЕМ ИСКУССТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ"

- Насколько оправданны пессимистические прогнозы относительно будущего человечества, которые делают не только те, кто зарабатывает на сенсациях и скандалах, но и серьезные ученые?

- Современная цивилизация глубоко больна, хотя притворяется, что чувствует себя прекрасно. Но если судить объективно, то надо признать, что никогда на земле не было более критического состояния, чем сегодня, не было такого большого количества людей, страдающих депрессиями, не было стольких суицидов, такого количества искалеченных жизней, детей, которые подвергаются насилию. Современная цивилизация в своих попытках отказаться от Бога что-то, безусловно, приобрела, но очень многое потеряла. Мы сегодня имеем экологический кризис, который затрагивает все сферы жизни и грозит уничтожить человечество. Мы имеем перманентный экономический кризис, который может прикончить современную цивилизацию - в высшей степени хрупкую и неустойчивую.

Основное "достижение" современной цивилизации заключается в том, что мы абсолютно не приспособлены к тому, чтобы жить естественной жизнью и получать то, что люди тысячелетиями получали от Бога. Наша незащищенность - это та цена, которую нам приходится платить за умозрительный комфорт. Но отключите в любом большом городе на несколько дней свет, и для людей это станет трагедией, тогда как еще чуть более сотни лет назад не было никакого электричества и люди прекрасно без него обходились.

Сегодня мы полностью зависим от искусственных вещей - какая-нибудь ошибка в компьютерных программах может привести к глобальным катаклизмам. Мы живем искусственной жизнью , питаемся искусственной пищей, находимся в искусственной среде, наша экономика крайне эфемерная. Человечество, по сути, построило карточный домик, потеряв при этом способность жить в доме, который дал нам Бог.

- Но разве не стремлением к комфорту движим исторический прогресс?

- История утверждает, что все цивилизации достигали какого-то пика, который совпадал с периодом неограниченных удовольствий, после чего эти цивилизации неминуемо гибли. Но надо осознавать, что если "зависнет" наша система, то спастись будет негде. В прошлые времена цивилизационные кризисы и катастрофы были локальны, не распространялась на весь земной шар. Нам же бежать некуда. Некуда бежать от глобального потепления, от тотальной эксплуатации и контроля над сознанием людей, который сейчас несравненно жестче, чем при любом диктаторском режиме.

- Именно осознание этого кризиса подтолкнуло вас оставить успешную научную карьеру и с головой уйти в духовные поиски?

- Просто я задал однажды себе вопрос: а что ждет меня в финале карьеры? Я мысленно проигрывал различные варианты своей жизни, которая сулила внешний успех, и всякий раз спрашивал: "Ну, и что?" Я ведь, по сути, и останусь человеком с нерешенными экзистенциальными проблемами. С вечным вопросом "На что я потратил свою жизнь?".

"БОГАТЫЙ ТОТ, КОТОРОМУ ВСЕГО ХВАТАЕТ"

- Тем не менее большинство людей мечтают о "синице в руках", то есть о служебной карьере, об успехе в делах и личной жизни. Выходит, эти мечты предосудительны?

- Нет, желать успеха не предосудительно. Если человек отходит от дел, так и не достигнув успеха, то, умирая, он будет думать о неисполненных желаниях, что послужит препятствием для следующего высшего рождения. Следующая жизнь не должна быть посвящена наверстыванию упущенного. Удовлетворяя свои желания и амбиции, нужно, однако, помнить, что разные люди по-разному запрограммированы.

Плохо не желание себя реализовать, а одержимость успехом, потому что, как и любая одержимость, она может привести к большим разочарованиям и дурным последствиям. Успешным и богатым является не тот, у кого много денег, но он хочет, чтобы было больше, - это психология завистливого бедняка. Богатый тот, которому всего хватает, кто удовлетворен в любых условиях.

- Многие люди, разочаровавшись в постсоветском капитализме с его идеей личного успеха, идеализируют советское прошлое, когда над личным стояли коллективные интересы и всем предписывалось исповедовать высокие идеалы. Какая, на ваш взгляд, социальная система более пригодна для успешного развития общества и личности в наших условиях?

- И то и другое плохо. Потому что так называемая эпоха высоких идеалов пыталась выстроить их на ложном фундаменте, и в результате сами идеалы оказались иллюзией. Людей довольно долго держали в обмане, но сегодня находятся те, кто говорит, что лучше такой обман, чем та безжалостная реальность, к которой мы пришли. Разница между двумя системами не принципиальная. Коммунистические идеалы тоже основаны на материальном счастье, только отложенном на неопределенное будущее.

Поскольку для достижения этого счастья нужно было соблюдать определенные моральные принципы, то, глядя из нашего, достаточно циничного настоящего, кто-то может сказать, что прошлое было добрее. Но это самообман. На смену одному обману пришел другой, в виде грубой, материалистичной жизни, исполненной эксплуатации и потворства инстинктам. Разумеется, такая жизнь никого не может удовлетворить. Сейчас у людей появились материальные блага в западном понимании, но ушли моральные принципы, ушла полнота чувств, возникло безразличие в отношениях. Ложь современной жизни не лучше лжи нашего прошлого. Не надо верить, будто бы человек может быть счастлив, удовлетворяя исключительно свои животные потребности.

- С этим трудно спорить: у нас стало больше вещей, но при этом разрушаются нормальные человеческие отношения, все больше людей чувствуют себя одинокими, никому не нужными...

- Любые отношения требуют жертв, и если человек не способен на какие-то элементарные жертвы, то тогда он начинает искать прибежище, защиту в материи. Он окружает себя материей, думая, что чем больше у него будет денег и вещей, тем больше он будет защищен. Так возникает пресловутое общество потребления, в котором ценится обладание, а не отношения. Однако желание приобрести все больше и больше является не чем иным, как одним из проявлений страха - мы верим, что если у нас будет всего много, то это нас защитит. Но вместо чувства безопасности приходит страх все потерять. И чем больше у нас денег и вещей, чем сильнее привязанность к ним, тем сильнее страх, который в конечном итоге проявляется как страх смерти.

- И все же - существует ли у человечества альтернатива такому гибельному образу жизни?

- Да, существует, и заключается она в том, что в нашей жизни присутствуют два начала - материальное и духовное. До тех пор, пока человек не удовлетворит свою духовную составляющую, он в принципе не может быть счастлив. Удовлетворять только свои материальные потребности - все равно что убирать клетку, но не заботиться о птице, которая в ней живет. Душа - это птица в клетке нашего тела, и сколько бы ни чистили и ни холили это тело, душа просто погибнет, если мы не будем заботиться о ней.

- Душой во все века занималась религия, но она представляется современному человеку чем-то архаичным, непрактичным. В Библии или в той же Бхагавад-гите светские люди в лучшем случае видят образец высокой литературы, не более...

- Это происходит потому, что людям не объясняют сокровенный и в то же время практичный смысл священных текстов. Приведу только один пример практичности священных писаний. Все знают библейскую историю об Адаме и Еве, которая, съев запретный плод, совершила первородный грех, в результате чего люди были изгнаны из рая, то есть лишились счастья, блаженства. История эта символизирует нашу привязанность к плодам своего труда, которая неразрывно связана с тем, что в Библии называется познанием добра и зла. В этом случае сознание человека как бы разделяется на хорошее и плохое.

Между тем изначально оно неделимо, человек все принимает с благодарностью, принимает творение Бога таким, каким оно есть. Но когда мы привязываемся к плодам своего труда, то единый мир начинает делиться на две половинки: это мне нравится, а это не нравится; это хорошо, а это плохо; это счастье, а это несчастье… Эта двойственность становится источником всех проблем, всех конфликтов, всех локальных и мировых войн - люди истребляют других людей, чтобы получить то, что им нравится, и избежать того, что не нравится. Человек, живущий в постоянном терзании между счастьем и несчастьем, между радостями и горестями - а горести являются платой за его привязанность к превратно трактуемому понятию "счастье", - никогда не сможет по-настоящему состояться. Потому что счастье заключается именно в том, чтобы принять мир таким, каков он есть.

Беседовал Вадим Дышкант, "CN-Столичные новости"

16.09.2016

Звук это самая могущественная энергия

Звук это самая могущественная энергия Звук – это самая могущественная энергия. В соответствии с ведичес...

Кто такой Бог?

Кто такой Бог? Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой вопрос: «По отношению к чему?» Если спро...

Как перестать видеть во всем только плохое?

Как перестать видеть во всем только плохое? Мы видим мир через очки нашего ума. Если мы хотим перестать виде...

Авторизация




Регистрация! Забыли пароль?

Джйотиш в Вашем телефоне


Социальные сети


Канал YouTube



Группа Вконтакте



Страница на Facebook